Настоящий справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области» ставит задачу дать широкой общественности краткие фактические сведения о памятниках истории, культуры, архитектуры, археологии, расположенных на территории Горьковской области

6. Сретенская церковь в Кубенцеве. 1807 г.

Во второй половине XVI11 в. правительство Екатерины II было занято перестройкой городов по регулярным планам и унификацией фасадов домов в духе классицизма в соответствии с «образцовыми» типовыми проектами. Новый план Балах-ны, насчитывавшей тогда около 3 тыс. жителей, был утвержден в 1781 г. С этого времени город застраивается зданиями единого стиля — каменными или деревянными с имитацией под камень. Они сохранились кое-где на городских улицах. Так, по обоим углам улицы Ленина, лицевым фасадом на улицу Революции стоят два дома, весьма характерные для этого строительства. Слева — двухэтажный с центром, выделенным повышенной частью, пилястрами тосканского ордера и фронтонами. Справа — одноэтажный с мезонином. Для удешевления постройки боковые стены мезонинов, а также обоих домов сделаны деревянными. Такой особенностью отличались многие дома, строившиеся в те годы. Эти два дома образуют колоритный уголок старого русского провинциального города.

Кубенцево — бывшее село, стоявшее на берегуречки Железницы. Сейчас это — территория города. Сретенская церковь смотрит на дорогусвоим восточным алтарным фасадом. Все ее четыре стороны завершены фронтонами, а надними поставлены главыкружающие центральную главу. Стремлениедостичь единства объемазаставило так тесно сблизить пузатые луковицыглав, что они почти касаются друг друга. Пережитки чисто барочных тенденций  чувствуются  в живописной композиции и группировке объемов церкви, расширенной трапезной, колокольни, ограды с воротами.

В то же время намечаются признаки перехода к новому, более строгому характеру архитектуры, в соответствии с которым ордерные формы применяются более последовательно.

Простые капители пилястр, как и все детали карниза, тщательно вытесаны из кирпича. К сожалению, сейчас под толстыми наслоениями штукатурки и многими слоями покраски их конструктивная основа почти не просматривается. Это свидетельство реалистического понимания связи формы и конструкции, живое еще в те годы у балахнинских каменщиков, не доходит теперь до зрителя.

Высокая трехъярусная колокольня, построенная в том же стиле, своим стройным объемом дополняет ансамбль, окруженный оградой с каменными воротами явно барочного силуэта.

 

[1]