Настоящий справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области» ставит задачу дать широкой общественности краткие фактические сведения о памятниках истории, культуры, архитектуры, археологии, расположенных на территории Горьковской области

14. Рождественская церковь. 1818—1830 гг.

26. Преображенская церковь. 1811 г.

с. Иконниково Городецкого района

В конце XIX в. крестьянские дома украшались барельефной резьбой, включающей в себя    и   элементы    пропиль-ной   резьбы.   При   этом  резные    элементы     постепенно утрачивали многие прежние качества — глубокий      рельеф,   изящную  моделировку, цельность    и    монументальность.   Вместе   с   тем   в   это время  на территории  Городецкого района возводились постройки, в которых искусно  соединялись   новые  веяния и традиционные формы. Двухэтажный   бревенчатый дом-пятистенок смотрит на  улицу большими  окнами с    резными    наличниками   и ставнями.   Обращает  на   себя    внимание   удивительное разнообразие   и   неповторимость   сказочных      сюжетов на них, а также на слуховом окне, выполненных в технике барельефной резьбы, но прорезанной      насквозь      и подшитой    к    фону.      Кони, львы,     фараонки — девы     с рыбьими   хвостами,   двуглавый  орел,  птицы-павы,  драконы,     пожирающие     змей, трехглавый   дракон   раскрывают   с    большой    образностью и непосредственностью весь   пантеон  сказочных  существ из народной мифологии.

Такие памятники, как Троицкая кладбищенская церковь в Балахне (1784) или Спасопреображен-ская в Николо-Погосте (1760) со своей архитектурой, тяготеющей к формам XVI! столетия, наглядно демонстрируют отставание от новых веяний петербургского и московского зодчества. Это расхождение провинциальных и столичных вкусов продолжалось и в XIX в. Только здесь архаичными пережитками выступает архитектура барокко, иногда в деталях, иногда, как в церкви с. Иконникова, в композиции и структуре самого здания.

Над основным кубическим объемом церкви возвышается свод, дающий основание тесно поставленному пятиглавию. Все пять глав лишены окон и имеют чисто декоративное значение. Но малые главы, расположенные над центрами всех четырех фасадов, стоят на врезанных в свод выступах, где находятся слуховые окна. Таким образом силуэт церкви приобретает компактность и цельность. С запада примыкает трапезная и шатровая колокольня, с востока — алтарь. При ремонте 1910—1915 гг. на стены церкви и колокольни была нанесена цементная штукатурка, а детали частично получили новую трактовку в духе модерна начала XX в., однако в то же время был сохранен и силуэт здания, и первоначальное расчленение фасадных стен ордерными пилястрами.