Настоящий справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области»
ставит задачу дать широкой общественности краткие фактические сведения о
памятниках истории, культуры, архитектуры, археологии, расположенных на
территории Горьковской области
14. Рождественская
церковь. 1818—1830 гг.
26. Преображенская церковь. 1811 г.
с. Иконниково Городецкого района
В конце XIX в. крестьянские дома украшались барельефной резьбой, включающей в себя и элементы пропиль-ной резьбы. При этом резные элементы постепенно утрачивали многие прежние качества — глубокий рельеф, изящную моделировку, цельность и монументальность. Вместе с тем в это время на территории Городецкого района возводились постройки, в которых искусно соединялись новые веяния и традиционные формы. Двухэтажный бревенчатый дом-пятистенок смотрит на улицу большими окнами с резными наличниками и ставнями. Обращает на себя внимание удивительное разнообразие и неповторимость сказочных сюжетов на них, а также на слуховом окне, выполненных в технике барельефной резьбы, но прорезанной насквозь и подшитой к фону. Кони, львы, фараонки — девы с рыбьими хвостами, двуглавый орел, птицы-павы, драконы, пожирающие змей, трехглавый дракон раскрывают с большой образностью и непосредственностью весь пантеон сказочных существ из народной мифологии.
Такие памятники, как Троицкая кладбищенская церковь в Балахне (1784) или Спасопреображен-ская в Николо-Погосте (1760) со своей архитектурой, тяготеющей к формам XVI! столетия, наглядно демонстрируют отставание от новых веяний петербургского и московского зодчества. Это расхождение провинциальных и столичных вкусов продолжалось и в XIX в. Только здесь архаичными пережитками выступает архитектура барокко, иногда в деталях, иногда, как в церкви с. Иконникова, в композиции и структуре самого здания.
Над основным кубическим объемом церкви возвышается свод, дающий основание тесно поставленному пятиглавию. Все пять глав лишены окон и имеют чисто декоративное значение. Но малые главы, расположенные над центрами всех четырех фасадов, стоят на врезанных в свод выступах, где находятся слуховые окна. Таким образом силуэт церкви приобретает компактность и цельность. С запада примыкает трапезная и шатровая колокольня, с востока — алтарь. При ремонте 1910—1915 гг. на стены церкви и колокольни была нанесена цементная штукатурка, а детали частично получили новую трактовку в духе модерна начала XX в., однако в то же время был сохранен и силуэт здания, и первоначальное расчленение фасадных стен ордерными пилястрами.