Настоящий справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области» ставит задачу дать широкой общественности краткие фактические сведения о памятниках истории, культуры, архитектуры, археологии, расположенных на территории Горьковской области

14. Рождественская церковь. 1818—1830 гг.

«На кормление» перебравшимся на Русь потомкам грузинских царей. В начале XIX в. тогдашний владелец селакнязь Г. А. Грузинскийрядом со своей усадьбойначал сооружение целого ансамбля. Главным внем стал центрическийобъем.

Вознесенской церкви. Поставленная наверху пологого холмана и сейчас доминируетнад окружающей городской застройкой, а ансамбль в целом играет .организующую роль дляцентральной части бывшего    села,    давно    уже ставшего городом. Высокий барабан центральной главы церкви окружен поясом спаренных коринфских колонн и завершен куполом. Вокруг четырех малых глав поставлены ионические колонны, а портики у всех трех входов в церковь дорические.

Церковь находится в центре квадратного двора, все четыре угла которого заняты однотипными невысокими сооружениями, имеющими в плане форму буквы «Г», но различными по назначению. Угловые части их отмечены башенками, причем в юго-западной стояла колокольня, тогда как нижняя часть постройки имела торговые помещения с открытой внутрь двора аркадой. Первым в ансамбле было построено в 1814 г. юго-восточное здание, предназначавшееся для зимней Георгиевской церкви. В северо-восточном корпусе размещалось духовное училище.

41. Успенская церковь. 1692 г.

42. Макарьевский Желтоводский монастырь. Ансамбль XVIIXVIII вв.

 

с. Кириково Лысковского района

р. п. Макарьево Лысковского района

Простой кубический объем церкви ограничен горизонтальным карнизом и перекрыт четырехскатной кровлей с одной главой. В его верхнюю часть входит ряд арочек как остаток прежних позако-марных завершений церковных стен. Гладкие плоскости кирпичных фасадов оживляет только ряд оконных проемов, высоко поднятых над землей.

Западный вход в церковь обрамляет перспективный портал, открытый в пристроенную здесь невысокую паперть. Первоначально, до пристройки северного придела, она имела вид открытой галереи, главный вход в которую был устроен под арками первого яруса колокольни, приставленной к углу основного объема. В этом приеме проявилось незаурядное мастерство зодчего, сумевшего придать живописность и необычность этому небольшому скромному сооружению.

Церковь построена на средства уроженца села — Иллариона, ставшего впоследствии митрополитом Суздальским, основателем монастыря Флорищевской пустыни, крупным церковным деятелем конца XVII в. Он