Настоящий справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области»
ставит задачу дать широкой общественности краткие фактические сведения о
памятниках истории, культуры, архитектуры, археологии, расположенных на
территории Горьковской области
14. Рождественская
церковь. 1818—1830 гг.
Рядом с ним на Верхней Набережной находится дом Твердова (№ 12). Это одноэтажное строение с мезонином, завершенным фронтоном, который несут колонны, сделанные из цельных бревен (второе фото). Дом Бессонова (Верхняя Набережная, 14) отличается более оригинальной компо- I зицией, имитирующей в деревне тяжелые каменные
формы. Центр фасада выделен тремя глубокими арочными нишами. Они объединены горизонтальным карнизом, а вместо обычного треугольного фронтона над ним еще недавно возвышалась стенка. Благодаря тому что в течение многих лет дом не ремонтировался, он сохранил первоначальную структуру плана, детали карнизов и обрамления окон, которые в большинстве других деревянных жилых зданий Арзамаса давно уже заменены новыми, соответствующими переменам моды. Большой интерес этот дом вызывает и тем, что, по преданию, в этом доме бывал А. С. Пушкин, не раз посещавший город во время проездов в болдинское имение.
Фотография дома, помещенная на этой странице, снята в 1959 г., когда дом был в большей сохранности.
72. Дом Белянинова. Начало XIX в.
73. Каменные жилые дома. Первая пол. XIX в.
г. Арзамас, ул. Коммунистов, 3
г. Арзамас, ул. Ленина, 41; ул. Космонавтов, 38; ул. Коммунистов, 21; ул. К. Маркса, 12
Примерно в то время,когда город стал застраиваться домами в духеклассицизма, заводчикомИ. И. Беляниновым былпостроен (по другим сведениям, куплен у Под-сосова) стоящий на одном из самых видных вАрзамасе мест большойкаменный дом. Это в основном двухэтажное здание, где жилье хозяина ипарадные помещения
выделяются своей высотой и поставлены на рустованный подсобныйэтаж. Центр сооружениянадстроен третьим этажом. Восемь пилястрионического ордера поддерживают высокий фронтон. Пилястры имеют очень малую толщину, и находящиеся между ними небольшие окна верхнего этажакак бы теряются в плоскости стены. Поэтому фасаду здания недостает гармонии, он приобретает казарменный характер. Внутренние помещения дома были расписаны учениками Ступинской школы,но эта живопись, к сожалению, закрашена при ремонте в