Настоящий справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области»
ставит задачу дать широкой общественности краткие фактические сведения о
памятниках истории, культуры, архитектуры, археологии, расположенных на
территории Горьковской области
14. Рождественская
церковь. 1818—1830 гг.
— начало XIX в.
р. п. Ардатов, ул. Свердлова
59. Троицкая церковь. 1725 г.
с. Леметь Ардатовского района
Новый регулярный план застройки г. Ардатова, как и ряда других уездных городов Нижегородской губернии, был впервые разработан и утвержден в 1781 г. Все вновь строящиеся дома должны были выходить своими фасадами на красные линии прямых и широких улиц и по своей архитектуре соответствовать «образцовым» проектам, присылаемым из столицы.
В Ардатове есть, пожалуй, лишь один дом, интересный как пример архитектуры конца XVIII —первой половины XIX в., который можно отнести к хорошим образцам. Это одноэтажное строение имеет монументальные формы, присущие скорее более крупному зданию. Главным мотивом фасада служит большая арка, в нижнюю часть которой вписаны окна главного помещения дома с колоннами между ними, а полукруглый верх использован для устройства окна мезонина. Приемы архитектуры здесь максимально упрощены, и чет-кии рисунок прорезанных в гладкой стене оконных проемов не дополняется больше никакими пластическими деталями.
Подобно церкви в с. Пригороде Большемурашкин-ского района, построенной на 25 лет раньше,церковь в с. Леметь имеет ярусную структуру типа «восьмерик на четверике», с одной главой,покрытой черепицей, и спросторным одноапсид-ным алтарем. Эта скромная сельская церковь является упрощенным вариантом великолепных,богато украшенных белокаменными деталямихрамов, строившихся вконце XVII — началеXVIII в. в подмосковных 1боярских вотчинах, преимущественно в усадьбах
сторонников Петра I. Их высота, нарядность отделки, повышенная освещенность интерьера создавали праздничный и торжественный образ, резко отличный от аскетической строгости русской средневековой архитектуры предыдущего времени.
Детали карнизов, угловых колонок Троицкой церкви в значительной степени связаны с архитектурой конца XVII в., но кокошники над окнами потеряли прежнюю четкость и определенность очертаний, контур их как бы расплывается по стене. В этой тенденции все больше и яснее сказываются черты наступающего барокко. Во второй половине