Настоящий справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области» ставит задачу дать широкой общественности краткие фактические сведения о памятниках истории, культуры, архитектуры, археологии, расположенных на территории Горьковской области

14. Рождественская церковь. 1818—1830 гг.

Слобода Арзамасского районаего устроены ворота и стоят флигели. Обращенный на улицу фасад главного двухэтажного дома отмечен двойными колоннами, поддерживающими фронтон. Сравнительно с многими другими зданиями Арзамаса, этот дом носит более провинциальный характер. Это явное снижение мастерства, по-видимому, объясняется тем, что строительство дома происходило в поздний период классицизма, в период перехода к эклектической архитектуре.

На левом берегу Теши, напротив Арзамаса, находится жилой район, который фактически всегда был заречной частью города. В актах XVII в. она называлась «Казачьей выездной слободой», и в 1635 г. слобода была пожалована боярину Б. М. Салтыкову. В середине XIX в. здесь насчитывалось до 4 тыс. жителей. Здесь в 1815 г. была построена большая соборная церковь Смоленской богоматери. Это пятикупольное сооружение с портиками по трем фасадам. Только с западной стороны центрическая композиция собора нарушена пристройкой обширной трапезной, по стилю близкой основному объему собора. Интерьер собора украшен росписью и несколькими иконостасами, выполненными с большим мастерством, которым славились арзамасские мастера-резчики.

Шатровая колокольня осталась от стоявшей здесь раньше Рождественской церкви 1721 г.

 

75. Воскресенская церковь. 1652 г.

76. Дом Ефимова. 1898 г.

 

с. Костылиха Арзамасского района

с. Вад, ул. Озерки, 43

 

К восьмерику, срубленному из дубового, хотя и не толстого леса, с трех сторон примыкают четырехугольные прирубы, а с четвертой — пятигранные алтари. Церковь находится на этом месте с 1914 г., когда ее древний сруб (1652) был перенесен из с. Водо-ватова. Здание первоначально было шатровым, как видно по обмерам, выполненным до перевозки сооружения. Процесс сборки затянулся до 1921 г. Из-за отсутствия средств и надлежащего надзора шатер был срублен вновь только на высоту пяти венцов, над которым устроен плоский потолок и декоративный купол с одной главой.

Такое произвольное изменение конструкции и облика древнего сооружения весьма затрудняет восприятие его как памятника, совершенно исключительного по своей ценности и значению для всей русской культуры и искусства, единственного из оставшихся храмов деревянного зодчества, у которого шатер был открыт внутрь интерьера,— так строили на Руси в глубокой древности.