Настоящий справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области»
ставит задачу дать широкой общественности краткие фактические сведения о
памятниках истории, культуры, архитектуры, археологии, расположенных на
территории Горьковской области
14. Рождественская
церковь. 1818—1830 гг.
27. Церковь Николо-Ключ. XVIII в. — 1839 г.
28. Покровская церковь. 1810 г.
д. Богомолово Городецкого района
с. Борисово-Покровское Дальнеконстантиновского района
В стороне от деревни, над тихим кладбищем, среди берез стоит эта интересная деревянная церковь, с красиво прорисованными фасадами, сооруженная в формах русского классицизма. Тесовая обшивка скрывает рубленные из толстых бревен и брусьев стены, деревянные детали раскрашены под камень.
Высокий центральный объем выходит на четыре стороны фронтонами, над ними низкий барабан несет покрытый железом купол и главу на восьмигранной шейке. Карнизы фронтонов и барабана украшены крупными кронштейнами, между ними нарисованы розетки. Купол с таким же карнизом возвышается над пятистенным алтарем.
Особенно изящны окна второго яруса четверика, обрамленные четырьмя тонкими дорическими колонками с фронтоном над ними. Постепенное нарастание богатства оформления кверху создает впечатление величия храма.
К трапезной с запада примыкает небольшой притвор и квадратная в плане колокольня, восьмириковый верх которой с арочными проемами звона заканчивается небольшим шатром.
Внутри церковь оштукатурена и покрыта масляной живописью. Ее внутреннее пространство, представляющее собой невысокий перекрытый восьмигранным куполом восьмерик на четверике, типично для ярусных церквей.
О том, что первоначально церковь была построена в народных традициях, говорит ее план и сохранившиеся детали XVIII в.— следы врубок тяблового иконостаса и лавка с резной опушкой в помещении паперти.
Композиция церкви весьма оригинальна по замыслу. Это круглое купольное сооружение, окруженное колоннадой. Центричность здания нарушена пристройкой у западного входа паперти и портика с фронтоном, а также двух башенок-колоколен по обе стороны портика. Внутри подкупольного помещения выделен алтарь в виде круглого деревянного павильона, что является отступлением от канонических требований православной церкви.
Как нередко бывало в первой половине XIX столетия, в период становления классицизма,