Настоящий справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области»
ставит задачу дать широкой общественности краткие фактические сведения о
памятниках истории, культуры, архитектуры, археологии, расположенных на
территории Горьковской области
14. Рождественская
церковь. 1818—1830 гг.
Чувствуя себя полновластными хозяевами на выксунской земле, самодержавно распоряжавшимися жизнью и смертью закрепощенного населения, будучи фактически почти независимы от правительства, Баташевы завели собственную полицию и вооруженную охрану заводов — рунтов, для которых и был выстроен специальный дом при заводе. Это двухэтажное здание со стрельчатыми окнами и декоративными башенками в модном для конца XVIII в. стиле ложной готики.
Такой же характер носило здание конного двора, построенного в общей системе квартала домов городского типа, составляющих основное ядро заводского поселка.
Это здание носит на себе следы двух строительных периодов. Обрамления окон его нижней части и окружающая их рустовка выполнены в обычных классических формах, тогда как второй этаж имеет стрельчатые готические проемы. В этом сказалось желание придать архитектуре дух средневековья, как его понимали сторонники романтического направления в тогдашнем русском искусстве. Полагают, что прежде здание имело внизу проезд и завершалось высокой башней сложного силуэта, а с обоих боков к нему примыкали одноэтажные пристройки.
83. Воскресенская церковь. 1773 г.
84. Аптека и дом Орповой-Шупьц. Начало XIX в.
г. Выкса
г. Выкса
Особенность композиции церкви заключается в том, что высокая четырехъярусная колокольня соединена удлиненным корпусом трапезной с основным четырехгранным объемом, перекрытым четырехгранным же куполом. Углы купола и находящегося под ним четверика срезаны в соответствии с сохранявшимися еще тогда барочными вкусами середины XVIII в., которые требовали мягких, постепенных переходов от одной объемной формы к другой.
Те же приемы барокко сказываются и в конфигурации плана, где отдельные объемы связаны между собой посредством сочетания кривых поверхностей стен. Это же проявляется в форме круглых проемов верхнего ряда окон трапезной и в некоторых деталях архитектурного убранства фасадов и интерьера. Но в то же время тенденции вступавшего в силу классицизма заставляли зодчего придерживаться более строгой системы и более последовательного применения ордеров. Поэтому церковь можно отнести к ранним примерам классицизма.
Западный вход находится под колокольней и выделен пластикой сильно выступающих парных колонн по трем ее сторонам. Углы первого яруса украшены металлическими вазами, как бы отмечая характер производства завода, при котором построена церковь. Стены ее сложены из крупного кирпича, как и стены старых мастерских Верхневыксунского завода.